Я много лет мечтал поехать на большой, несколькодневный металфест в Европу. Когда меня спросили, я с ходу вспомнил, что, наверное, уже лет 10 мечтаю. И вот, на 30м году жизни это удалось. Сказать, что было круто - ничего не сказать. От феста впечатлений примерно столько же, сколько от двухнедельного отпуска в той же Европе 
Обо всём по порядку:
ПредысторияПредыстория.
Летом я зашёл на сайт Pain Of Salvation, у них было заявлено выступление на ProgPower Europe, в октябре. Я перешёл на сайт и увидел, что помимо них заявлена группа Voyager. Это паверщики из Австралии, фишечкой которых является сравнительно низкий вокал, а также вставки четверостиший из Пушкина и Лермонтова, исполненных на чистейшем русском, я в первый раз чуть со стула не упал, услышав. Оказалось, что у вокалиста, Дэниэля, мама немка, а папа русский. В детстве они его так и учили (с его слов): мама показывает, говорит "baum", а папа дублирует - "дерево". Таким образом, он прекрасно знает три языка, включая английский, смотрит русские фильмы, любит "Берегись автомобиля" и "День выборов".
Я отвлёкся. Так вот, в Европу Voyager не ездили с 2008го года, а в России и вовсе не были и, вероятно, нескоро будут. Таким образом, это был чуть ли не уникальный случай посмотреть на полуторачасовое выступление PoS, а также час Voyager-а, а также Chimp Spanner, Pagan's Mind, Aeon Zen и некоторых других, которых я не знал. Перелёт туда-обратно, билет на концерт и проживание вышли в 15 т.р. Более чем скромно!
Фестиваль проходил в голландском городке Baarlo, это недалеко от Venlo, который, в свою очередь, находится на границе Германии и Голландии. Я летел в три этапа: самолёт до Дюссельдорфа, потом поезд до Венло, а затем общественный транспорт до Баарло. В сумме весь путь ~5-6 часов, в зависимости от времени стыковок.
И самая шикарная новость пришла за неделю до начала феста: ранее заявленных хедлайнеров Pagan's Mind не будет. Вместо них хедлайном будут Voyager, а Pain Of Salvation сыграют аж два сета за два дня!!! Вот это было подарком лично для меня, да. Почему-то этот фест преподносил кучу приятных сюрпризов именно мне.
Общее впечатление от фестиваля.Общее впечатление от фестиваля.
Что напрягло и удивило сразу: никаких подтверждений о бронировании отеля или билетов на концерт с чеками, выписками, официальными документами - почти ничего. Листочек с билетом, содержащий штрихкод и письмо от организатора фестиваля, что моя комната - номер 4. Всё на доверии. Никто никого не обманывает: ключи от комнат при выезде оставили просто в корзинке в холле, нет наличных - заплатите как будут, работник отеля ушёл показывать комнату - офис открыт настежь, а там куча ключей, ноутбуки и пр. Однако, не без хитростей: например, за постельное бельё и полотенце с меня содрали ещё 6 евро
Но это скорее редкость, чем повод для ворчания. Однако, приехав и пожив там я понял, почему так. Это - одно огромное коммьюнити. Там все люди, как слушатели, так и музыканты, друзья. Многие приезжают второй, пятый, девятый раз туда же, на ПрогПавер Европа. Они знают друг друга, это просто большая международная тусня. А зачем обманывать друзей?
Второй офигенный момент: официальное место проживания фестиваля - замок. Настоящий, мать его, замок, я не шучу! www.denieuweklasse.com/kasteel-de-berckt/panora... Там, насколько я понял, когда-то жили настоящие монахи. И даже делали свечи. Но об этом позже
Третий момент: городок Баарло крошечный - 6,5 тысяч человек. 5-6 кафешек, один парк, несколько замков. И весь город знает, что в октябре на три дня приедут 700 металлистов со всего мира, они не знают голландский, но им будут очень рады здесь! Кафешки работают чуть ли не до трёх ночи, в некоторых просто тупо играет классика прог-металла в качестве фоновой музыки, а меню подают специальное, прогпаверное, на нём даже это написано. К каждому столику подходит официант, по-английски объясняет, что означает каждый пункт меню (которое, почему-то всё равно на голландском), что там в блюде и пр. В малюсенькой деревне знание английского просто шикарное!
Как жилось, с кем общался.Как жилось, с кем общался.
Меня поселили, наверное, в самой крутой комнате замка. Эта комната использовалась монахами для того, чтобы делать свечи. В середине комнаты по сей день стоит огромный металлический чан с датчиком температуры. Недалеко от него странная, совершенно неописуемая конструкция на верёвках и блоках. Я лучше фоточку выложу о том, как это выглядело )) А ещё в комнате была не только большая ванная, но и джакузи! Причём чувак с ресепшна сказал, что она работает, но мне её не удалось заставить работать
Я использовал её просто как большую ванную, чтобы там развалиться и отмокать. Я жил в ней один, хотя там было 3 кровати. Другие меня спрашивали, с кем я переспал, чтобы занять такую комнату. Я не знаю, почему меня там поселили
Другие люди жили сильно менее круто. Где-то не было ванн в номере, где-то было просто 4 кровати и, практически, всё. Это как-то очень странно, да...
В общей сумме я познакомился с двумя группами людей: ещё не приехав, мы заобщались с австрийской семьёй - мама, папа и сын, а потом, случайно, с четырьмя друзьями, трое из которых были финнами, а один - немец. Все четверо фантастически говорили по-английски. Я понимал почти всё, но слово вставить было тяжело, потому что я понял, что мой крутой английский просто ничтожен без практики: я пока фразу составлю, они уже сменили тему. Они шутили над всем вокруг, подкалывали друг друга и меня, развлекались, тусили с другими чуваками, знакомили меня со всеми подряд (And this is Pavel, we picked 'em up at the castle, he is from Russia!). Плюс, на второй день, внезапно мне написала девушка из Питера, что она тоже уже едет на фест, что она решила поехать туда вот прям вчера и заранее ничего не купила, но очень хочет увидеть Pain Of Salvation. Девушку зовут Алина, она молодец, что решилась поехать, хоть и в последний момент! Её очень подкупило то, что Pain Of Salvation играют дважды ) И полтора дня из двух с половиной мы тусили с ней. Ура, можно было по-русски поговорить, не только английский
Pain Of SalvationPain Of Salvation
Как только стало известно, что PoS будут играть, на сайте фестиваля появилась следущая инфа: в субботу они играют 70 minutes of old material, а в воскресенье headline set, incl. Remedy Lane. И про эти 70 минут было много разговоров. Я сам, но и были точно такие же предположения от других слушателей, считал, что они внезапно сыграют нам целиком альбом Be. По крайней мере он 70 минут и ему ровно 10 лет в этом году, почему нет?
Похоже, Гилденлёв тоже увидел в этом знак и адово затроллил всех, вставив вступление Deus Nova в интро. Я уже было отвесил челюсть, но тут они вышли и заиграли реально old material ))
www.setlist.fm/setlist/pain-of-salvation/2014/s... - собственно, сетлист первого дня. Собственно, почти всё это было на последнем концерте в Питере, так что круто было, но обидно, что ни одной песни из Be и из Scarsick (
Второй день нас тоже не порадовал сюрпризами. Они вышли, сыграли весь Remedy Lane и ушли. Их с трудом, но вытащили аж два раза. В первый раз мы услышали компиляцию из разных вещей с комментарием от Дани а ля "мы тут не совсем решили, что для вас сыграть, мнения разошлись, так что мы решили сыграть всё сразу!". Причём треки наслаивались один на другой, мелодии а ля Chain Sling или стартовой клавишной темы из Iter Impius играли поверх других. В общем, достаточно любопытно. Может быть даже когда-нибудь услышим у нас в России
Оба дня, особенно первый, они были какими-то напряжёнными. В целом да, махали хайрами, колбасились на сцене, но как-то серьёзно и сдержанно, как будто приехали сдавать экзамен на чистоту звучания. Очень отличалось от питерского концерта, где они явно наслаждались музыкой и выглядели как папа Даня с сыновьями. Он загадочно стоял в середине и улыбался, а они носились по всей сцене и прыгали от удовольствия играть этот прекрасный материал. Нет, здесь они как будто резко повзрослели. В первый день я стоял во втором ряду, во второй - в первом. И оба дня было ощущение, что Даня очень внимательно смотрит именно на меня. Понятно, что это не так, но было ощущение, что он меня упрекает в том, что я знаю не на 100% все слова
Поэтому я старался подпевать как знал! Может быть какая-то такая игра света, потому что в первый день как-то не было особых световых игр, зато во второй подтянулись звуковики и всё исправились.
Забавным был тот факт, что, похоже, ребятам был заказан трейлер с инструментами на воскресенье. В субботу они играли на чужих инструментах, о чём Даня заявил всем, сказал спасибо, но непонятно было, кто расщедрился на инструменты. Кстати, этот факт немножко мешал, не все ноты были сыграны чисто, я следил! ) Последней гитарой была какая-то невероятно дорогая кастомная штука, которая светилась всеми цветами радуги, она была матовая и из какого-то очень понтового дерева. В общем, я не представляю, кто бы мог дать напрокат такую гитару. Даже ради PoS!
В первый день фестиваля я заселился и в какой-то момент пошёл на ресепшн просить, чтобы мне включили отопление, т.к. погода ночью вообще не радовала. Я зашёл - вижу, мальчик с ресепшна общается с кем-то и я занялся рассматриванием офиса - он был похож на замковую библиотеку. Через пару минут, когда я понял, что они пытаются найти несколько мест для какой-то команды в общем списке номеров, я опустил глаза на тех, кто просил и офигел: это был Даня и ещё какой-то чувак. Позже я выяснил, что это техник сцены, он им все гитары выносил. Я несколько потерял дар речи и только потом понял, что мог бы предложить переселиться в номер поменьше и уступить трёхместный номер им! В итоге, получилось, что на два дня места для команды им не нашлось
И они грустно уехали искать какой-нибудь отель недалеко, какой-то luxury hotel, насколько я понял. Вот так бывает...
Звук на фестивале был шикарный. Просто несравнимый ни с чем, что я слышал в России, где бы и на что бы я не ходил. У нас очень любят делать громко, чтобы било по ушам. Если кого-то не слышно - нужно добавить громкость именно этого инструмента. На ПрогПавере абсолютно все группы было слышно просто идеально. Ну, да, около сцены чуть хуже, около пульта в задней части зала - получше, но в целом можно было даже разговаривать нормально!
1979 был не сыгран, а спет. Полностью акапелло, на все пять голосов. Это завораживало, я даже дыхание задержал! Ну и вообще настолько красиво и хорошо слышно все распевки хоровые, которые я всю жизнь считал, что лучше слушать на записи, что вот только за это можно было полюбить PoS, если раньше их никогда не слышал. Предупреждаю тех, кто не в курсе, сейчас Undertow поёт Рагнар, а не Даня, это может нарушить ваше восприятие. И поёт он её оооочень похоже на оригинал. Причём в этом Ремедилейнском сете он звучал в оригинале, с криком и надрывом в самом конце, а не как они её пели много лет подряд, обрывая конец и делая его спокойным. И вот здесь стало понятно, что Рагнар, простите меня фанаты старого состава, не уступает Йохану по силе голоса и эмоциональности исполнения.
В общем, то, за что их любят все - надрыв и печаль во всём, что исполняется, переданы были прекрасно. ПоС ещё вполне себе торт, хотят и могут жечь! Хэдлайнское выступление собрало, мне кажется, всех слушателей фестиваля, никто не ушёл, пока не была исполнена последняя 1979.
VoyagerVoyager.
Этих ребят я слушаю не так давно, но очень плотно, и мне, почему-то, не надоедает, несмотря на то, что они не слишком сложны, это вам не TesseracT ) А тут ещё и альбом недавно новый вышел, который мне очень понравился, хотя, обычно, бывает наоборот: первые альбомы жгут, а потом всё скучнее. Тут полностью обратная ситуация! Но я их выступления ни разу не видел на ютьюбе, не знал, как они выглядят и посмотрел на их фотки только за день до их выступления. И вот, после первого выступления PoS, выходим мы на улицу из концертного зала Sjiwa, и я вижу вокалиста (его сложно не узнать). Я подхожу, интересуюсь наивно, не из Вояджера ли они, рассказываю свою историю, что я из России, приехал, в общем-то специально чтобы их увидеть, потому что они клёвые. И вот тут они мной серьёзно заинтересовались, особенно русскоговорящий вокалист Дэниель. Он сказал пару фраз на русском, разговор как-то завязался, мы начали трындеть обо всём на свете, о Росии, о том, как долго мы добирались, я спросил, не будет ли в сете хоть одной песни с русской вставкой (оказалось, что нет...), но Дэни пообещал со сцены сказать, что тут есть ребята, приехавшие из России. Тем более, что к тому моменту уже подтянулась Алина и мы все мило общались на английском. Честно говоря, я, почитав интервью с Дэни, ожидал, что он говорит по-русски на уровне "понимаю на слух, могу сказать несколько фраз". И по первости меня невероятно веселили моменты, когда он выдавал что-нибудь по-нашему, потому что у него почти нет акцента и это настолько необычно, что вызывало разрыв шаблона: австралиец, говорящий по-русски, блин, это не каждый день встретишь! В какой-то момент все остальные, кроме нас троих, слились и я, заметив это, сказал об этом по-русски. И тут я испытал полное офигение, потому что Дэни с лёгкостью перешёл на русский и начал абсолютно нормально поддерживать разговор, как на родном! В конце разговора он позвал нас на афтепати после концерта - это был один из элементов программы. Кто хотел - мог остаться на ночь в подвале концертного зала пить пиво, общаться, играть в кикер и дартс.
После разговора я ещё больше хотел увидеть их на сцене и к концу вечера это, конечно, произошло. И это было охренительно круто! Они все впятером живые, энергичные, носятся по сцене, показывают языки, получают кайф от музыки и от выступления - вот именно так нужно работать на публику! И они поступили не как обычно делают группы после выхода нового альбома: играют 60-70% материала из него и 30-40% из всех остальных. Они собрали самые хитовые, самые крутые вещи со всех альбомов в одну программу. Я, после окончания сета, даже не смог вспомнить ни одного трека, который мне нравится, но который они бы не сыграли! В общем, после окончания выступления я был в диком восторге от того, что это всё-таки произошло, что я их увидел, что они оказались даже интереснее, чем я о них думал.
После концерта мы отправились на афтепати. Через какое-то время подтянулись все музыканты Вояджера, вокруг которых толпами собрались фаны на подпись, на фото, на просто пожать руку. Мы с Алиной тоже пофоткались с ними, потом выложу куда-нибудь фотки. Их немного, но они смешные ) После того, как фаны рассосались, мы ещё побеседовали почти со всеми участниками, я их похвалил, а они мне рассказали свою историю, что они с 2008го не приезжали в Европу, что они сейчас вернулись и заново поднимают всю фан-базу, чтобы их вспомнили, чтобы всё больше народу узнавало о Вояджере. Что они очень бы хотели приехать в Россию (!), но пока не могут найти промоутеров. Точнее как, они не понимают, кому из промоутеров из России стоит верить, а кому нет. Собственно, я обещал Дэниелю написать ему на почту контакты каких-нибудь точно надёжных промо-агенств, которые привозили Dream Theater, Pain of Salvation в Россию, чтобы они с ними законтачились и, возможно, это наконец-то случилось.
Закончилось всё тем, что Дэни нас после всех разговоров потащил в бар и выпил с нами водки
Блин, ну что может быть более "русским" с точки хрения иностранца? Так что я теперь могу этим фактом хвастаться в узких кругах, да ) А потом я его в кикер обыграл :P
Заключение.Заключение.
Обязательно нужно сделать всё возможное, чтобы Voyager выступили в России. Они этого хотят, русские фаны этого хотят - надо просто постепенно в этом направлении что-нибудь делать.
ProgPower - это прекрасное коммьюнити взрослых, умных людей. Это очень круто, что такое сообщество существует, что они каждый год встречаются и для меня было честью быть частью этого, хотя бы один год. Очень хочется вернуться, но, кажется, в следующем году будет нечто более важное... Ayreon, да!
Я заряжен положительной энергией на несколько месяцев вперёд. Музыка всегда меня толкала вперёд, это произошло в очередной раз. Круто было!
upd: Дописал последние два пункта

Обо всём по порядку:
ПредысторияПредыстория.
Летом я зашёл на сайт Pain Of Salvation, у них было заявлено выступление на ProgPower Europe, в октябре. Я перешёл на сайт и увидел, что помимо них заявлена группа Voyager. Это паверщики из Австралии, фишечкой которых является сравнительно низкий вокал, а также вставки четверостиший из Пушкина и Лермонтова, исполненных на чистейшем русском, я в первый раз чуть со стула не упал, услышав. Оказалось, что у вокалиста, Дэниэля, мама немка, а папа русский. В детстве они его так и учили (с его слов): мама показывает, говорит "baum", а папа дублирует - "дерево". Таким образом, он прекрасно знает три языка, включая английский, смотрит русские фильмы, любит "Берегись автомобиля" и "День выборов".
Я отвлёкся. Так вот, в Европу Voyager не ездили с 2008го года, а в России и вовсе не были и, вероятно, нескоро будут. Таким образом, это был чуть ли не уникальный случай посмотреть на полуторачасовое выступление PoS, а также час Voyager-а, а также Chimp Spanner, Pagan's Mind, Aeon Zen и некоторых других, которых я не знал. Перелёт туда-обратно, билет на концерт и проживание вышли в 15 т.р. Более чем скромно!
Фестиваль проходил в голландском городке Baarlo, это недалеко от Venlo, который, в свою очередь, находится на границе Германии и Голландии. Я летел в три этапа: самолёт до Дюссельдорфа, потом поезд до Венло, а затем общественный транспорт до Баарло. В сумме весь путь ~5-6 часов, в зависимости от времени стыковок.
И самая шикарная новость пришла за неделю до начала феста: ранее заявленных хедлайнеров Pagan's Mind не будет. Вместо них хедлайном будут Voyager, а Pain Of Salvation сыграют аж два сета за два дня!!! Вот это было подарком лично для меня, да. Почему-то этот фест преподносил кучу приятных сюрпризов именно мне.
Общее впечатление от фестиваля.Общее впечатление от фестиваля.
Что напрягло и удивило сразу: никаких подтверждений о бронировании отеля или билетов на концерт с чеками, выписками, официальными документами - почти ничего. Листочек с билетом, содержащий штрихкод и письмо от организатора фестиваля, что моя комната - номер 4. Всё на доверии. Никто никого не обманывает: ключи от комнат при выезде оставили просто в корзинке в холле, нет наличных - заплатите как будут, работник отеля ушёл показывать комнату - офис открыт настежь, а там куча ключей, ноутбуки и пр. Однако, не без хитростей: например, за постельное бельё и полотенце с меня содрали ещё 6 евро

Второй офигенный момент: официальное место проживания фестиваля - замок. Настоящий, мать его, замок, я не шучу! www.denieuweklasse.com/kasteel-de-berckt/panora... Там, насколько я понял, когда-то жили настоящие монахи. И даже делали свечи. Но об этом позже

Третий момент: городок Баарло крошечный - 6,5 тысяч человек. 5-6 кафешек, один парк, несколько замков. И весь город знает, что в октябре на три дня приедут 700 металлистов со всего мира, они не знают голландский, но им будут очень рады здесь! Кафешки работают чуть ли не до трёх ночи, в некоторых просто тупо играет классика прог-металла в качестве фоновой музыки, а меню подают специальное, прогпаверное, на нём даже это написано. К каждому столику подходит официант, по-английски объясняет, что означает каждый пункт меню (которое, почему-то всё равно на голландском), что там в блюде и пр. В малюсенькой деревне знание английского просто шикарное!
Как жилось, с кем общался.Как жилось, с кем общался.
Меня поселили, наверное, в самой крутой комнате замка. Эта комната использовалась монахами для того, чтобы делать свечи. В середине комнаты по сей день стоит огромный металлический чан с датчиком температуры. Недалеко от него странная, совершенно неописуемая конструкция на верёвках и блоках. Я лучше фоточку выложу о том, как это выглядело )) А ещё в комнате была не только большая ванная, но и джакузи! Причём чувак с ресепшна сказал, что она работает, но мне её не удалось заставить работать


В общей сумме я познакомился с двумя группами людей: ещё не приехав, мы заобщались с австрийской семьёй - мама, папа и сын, а потом, случайно, с четырьмя друзьями, трое из которых были финнами, а один - немец. Все четверо фантастически говорили по-английски. Я понимал почти всё, но слово вставить было тяжело, потому что я понял, что мой крутой английский просто ничтожен без практики: я пока фразу составлю, они уже сменили тему. Они шутили над всем вокруг, подкалывали друг друга и меня, развлекались, тусили с другими чуваками, знакомили меня со всеми подряд (And this is Pavel, we picked 'em up at the castle, he is from Russia!). Плюс, на второй день, внезапно мне написала девушка из Питера, что она тоже уже едет на фест, что она решила поехать туда вот прям вчера и заранее ничего не купила, но очень хочет увидеть Pain Of Salvation. Девушку зовут Алина, она молодец, что решилась поехать, хоть и в последний момент! Её очень подкупило то, что Pain Of Salvation играют дважды ) И полтора дня из двух с половиной мы тусили с ней. Ура, можно было по-русски поговорить, не только английский

Pain Of SalvationPain Of Salvation
Как только стало известно, что PoS будут играть, на сайте фестиваля появилась следущая инфа: в субботу они играют 70 minutes of old material, а в воскресенье headline set, incl. Remedy Lane. И про эти 70 минут было много разговоров. Я сам, но и были точно такие же предположения от других слушателей, считал, что они внезапно сыграют нам целиком альбом Be. По крайней мере он 70 минут и ему ровно 10 лет в этом году, почему нет?

www.setlist.fm/setlist/pain-of-salvation/2014/s... - собственно, сетлист первого дня. Собственно, почти всё это было на последнем концерте в Питере, так что круто было, но обидно, что ни одной песни из Be и из Scarsick (
Второй день нас тоже не порадовал сюрпризами. Они вышли, сыграли весь Remedy Lane и ушли. Их с трудом, но вытащили аж два раза. В первый раз мы услышали компиляцию из разных вещей с комментарием от Дани а ля "мы тут не совсем решили, что для вас сыграть, мнения разошлись, так что мы решили сыграть всё сразу!". Причём треки наслаивались один на другой, мелодии а ля Chain Sling или стартовой клавишной темы из Iter Impius играли поверх других. В общем, достаточно любопытно. Может быть даже когда-нибудь услышим у нас в России

Оба дня, особенно первый, они были какими-то напряжёнными. В целом да, махали хайрами, колбасились на сцене, но как-то серьёзно и сдержанно, как будто приехали сдавать экзамен на чистоту звучания. Очень отличалось от питерского концерта, где они явно наслаждались музыкой и выглядели как папа Даня с сыновьями. Он загадочно стоял в середине и улыбался, а они носились по всей сцене и прыгали от удовольствия играть этот прекрасный материал. Нет, здесь они как будто резко повзрослели. В первый день я стоял во втором ряду, во второй - в первом. И оба дня было ощущение, что Даня очень внимательно смотрит именно на меня. Понятно, что это не так, но было ощущение, что он меня упрекает в том, что я знаю не на 100% все слова

Забавным был тот факт, что, похоже, ребятам был заказан трейлер с инструментами на воскресенье. В субботу они играли на чужих инструментах, о чём Даня заявил всем, сказал спасибо, но непонятно было, кто расщедрился на инструменты. Кстати, этот факт немножко мешал, не все ноты были сыграны чисто, я следил! ) Последней гитарой была какая-то невероятно дорогая кастомная штука, которая светилась всеми цветами радуги, она была матовая и из какого-то очень понтового дерева. В общем, я не представляю, кто бы мог дать напрокат такую гитару. Даже ради PoS!

В первый день фестиваля я заселился и в какой-то момент пошёл на ресепшн просить, чтобы мне включили отопление, т.к. погода ночью вообще не радовала. Я зашёл - вижу, мальчик с ресепшна общается с кем-то и я занялся рассматриванием офиса - он был похож на замковую библиотеку. Через пару минут, когда я понял, что они пытаются найти несколько мест для какой-то команды в общем списке номеров, я опустил глаза на тех, кто просил и офигел: это был Даня и ещё какой-то чувак. Позже я выяснил, что это техник сцены, он им все гитары выносил. Я несколько потерял дар речи и только потом понял, что мог бы предложить переселиться в номер поменьше и уступить трёхместный номер им! В итоге, получилось, что на два дня места для команды им не нашлось

Звук на фестивале был шикарный. Просто несравнимый ни с чем, что я слышал в России, где бы и на что бы я не ходил. У нас очень любят делать громко, чтобы било по ушам. Если кого-то не слышно - нужно добавить громкость именно этого инструмента. На ПрогПавере абсолютно все группы было слышно просто идеально. Ну, да, около сцены чуть хуже, около пульта в задней части зала - получше, но в целом можно было даже разговаривать нормально!
1979 был не сыгран, а спет. Полностью акапелло, на все пять голосов. Это завораживало, я даже дыхание задержал! Ну и вообще настолько красиво и хорошо слышно все распевки хоровые, которые я всю жизнь считал, что лучше слушать на записи, что вот только за это можно было полюбить PoS, если раньше их никогда не слышал. Предупреждаю тех, кто не в курсе, сейчас Undertow поёт Рагнар, а не Даня, это может нарушить ваше восприятие. И поёт он её оооочень похоже на оригинал. Причём в этом Ремедилейнском сете он звучал в оригинале, с криком и надрывом в самом конце, а не как они её пели много лет подряд, обрывая конец и делая его спокойным. И вот здесь стало понятно, что Рагнар, простите меня фанаты старого состава, не уступает Йохану по силе голоса и эмоциональности исполнения.
В общем, то, за что их любят все - надрыв и печаль во всём, что исполняется, переданы были прекрасно. ПоС ещё вполне себе торт, хотят и могут жечь! Хэдлайнское выступление собрало, мне кажется, всех слушателей фестиваля, никто не ушёл, пока не была исполнена последняя 1979.
VoyagerVoyager.
Этих ребят я слушаю не так давно, но очень плотно, и мне, почему-то, не надоедает, несмотря на то, что они не слишком сложны, это вам не TesseracT ) А тут ещё и альбом недавно новый вышел, который мне очень понравился, хотя, обычно, бывает наоборот: первые альбомы жгут, а потом всё скучнее. Тут полностью обратная ситуация! Но я их выступления ни разу не видел на ютьюбе, не знал, как они выглядят и посмотрел на их фотки только за день до их выступления. И вот, после первого выступления PoS, выходим мы на улицу из концертного зала Sjiwa, и я вижу вокалиста (его сложно не узнать). Я подхожу, интересуюсь наивно, не из Вояджера ли они, рассказываю свою историю, что я из России, приехал, в общем-то специально чтобы их увидеть, потому что они клёвые. И вот тут они мной серьёзно заинтересовались, особенно русскоговорящий вокалист Дэниель. Он сказал пару фраз на русском, разговор как-то завязался, мы начали трындеть обо всём на свете, о Росии, о том, как долго мы добирались, я спросил, не будет ли в сете хоть одной песни с русской вставкой (оказалось, что нет...), но Дэни пообещал со сцены сказать, что тут есть ребята, приехавшие из России. Тем более, что к тому моменту уже подтянулась Алина и мы все мило общались на английском. Честно говоря, я, почитав интервью с Дэни, ожидал, что он говорит по-русски на уровне "понимаю на слух, могу сказать несколько фраз". И по первости меня невероятно веселили моменты, когда он выдавал что-нибудь по-нашему, потому что у него почти нет акцента и это настолько необычно, что вызывало разрыв шаблона: австралиец, говорящий по-русски, блин, это не каждый день встретишь! В какой-то момент все остальные, кроме нас троих, слились и я, заметив это, сказал об этом по-русски. И тут я испытал полное офигение, потому что Дэни с лёгкостью перешёл на русский и начал абсолютно нормально поддерживать разговор, как на родном! В конце разговора он позвал нас на афтепати после концерта - это был один из элементов программы. Кто хотел - мог остаться на ночь в подвале концертного зала пить пиво, общаться, играть в кикер и дартс.
После разговора я ещё больше хотел увидеть их на сцене и к концу вечера это, конечно, произошло. И это было охренительно круто! Они все впятером живые, энергичные, носятся по сцене, показывают языки, получают кайф от музыки и от выступления - вот именно так нужно работать на публику! И они поступили не как обычно делают группы после выхода нового альбома: играют 60-70% материала из него и 30-40% из всех остальных. Они собрали самые хитовые, самые крутые вещи со всех альбомов в одну программу. Я, после окончания сета, даже не смог вспомнить ни одного трека, который мне нравится, но который они бы не сыграли! В общем, после окончания выступления я был в диком восторге от того, что это всё-таки произошло, что я их увидел, что они оказались даже интереснее, чем я о них думал.
После концерта мы отправились на афтепати. Через какое-то время подтянулись все музыканты Вояджера, вокруг которых толпами собрались фаны на подпись, на фото, на просто пожать руку. Мы с Алиной тоже пофоткались с ними, потом выложу куда-нибудь фотки. Их немного, но они смешные ) После того, как фаны рассосались, мы ещё побеседовали почти со всеми участниками, я их похвалил, а они мне рассказали свою историю, что они с 2008го не приезжали в Европу, что они сейчас вернулись и заново поднимают всю фан-базу, чтобы их вспомнили, чтобы всё больше народу узнавало о Вояджере. Что они очень бы хотели приехать в Россию (!), но пока не могут найти промоутеров. Точнее как, они не понимают, кому из промоутеров из России стоит верить, а кому нет. Собственно, я обещал Дэниелю написать ему на почту контакты каких-нибудь точно надёжных промо-агенств, которые привозили Dream Theater, Pain of Salvation в Россию, чтобы они с ними законтачились и, возможно, это наконец-то случилось.
Закончилось всё тем, что Дэни нас после всех разговоров потащил в бар и выпил с нами водки

Заключение.Заключение.
Обязательно нужно сделать всё возможное, чтобы Voyager выступили в России. Они этого хотят, русские фаны этого хотят - надо просто постепенно в этом направлении что-нибудь делать.
ProgPower - это прекрасное коммьюнити взрослых, умных людей. Это очень круто, что такое сообщество существует, что они каждый год встречаются и для меня было честью быть частью этого, хотя бы один год. Очень хочется вернуться, но, кажется, в следующем году будет нечто более важное... Ayreon, да!
Я заряжен положительной энергией на несколько месяцев вперёд. Музыка всегда меня толкала вперёд, это произошло в очередной раз. Круто было!

upd: Дописал последние два пункта